Документальный фильм «Война без победы»

Баир Иринчеев

Продукт - совместное творчество 5-го канала (руководитель проекта Лев Лурье) и дирекция документальных фильмов первого канала финского телевидения (руководитель проекта Арво Туоминен)

К сожалению, количество ошибок в фильме зашкаливает.

Отмечу лишь самые грубые, ведущие к искажению картины событий 1939-1940 гг.

1. Песня «Ньет, Молотофф» относится к 1942 году и к финской войне имеет опосредованное отношение

2. Высказывание Чекунова о формировании финской народной армии и правительства Финской Народной Республики летом 1939 года не соответствует действительности. Летом 1939 года переговорный процесс между СССР и Финляндией только начинался. Решение о формировании марионеточного правительства Куусинена было принято в ноябре 1939 года, одновременно с принятием решения на военную операцию против Финляндии. Это прямая ложь.

3. Русско-финский военный разговорник, который демонстрирует Шнуров, появился в войсках не раньше января 1940 года. В 1939 году он имел другой формат и полагался, скорее всего, только командному составу.

4. Высказывание по полностью пустых деревнях является искажением. В Суомуссалми, Суоярви (два места навскидку) эвакуация не была проведена и финское мирное население осталось на местах. Обобщение и повторение финской пропаганды 50-летней давности.

5. Высказывания Чекунова о том, что в декабре 1939 года «танки действовали отдельно, пехота отдельно, артиллерия отдельно» является прямым цитированием мемуаров Маннергейма. Советские архивные документы опровергают это высказывание. Тактика штурмовых групп была в РККА уже при первом штурме Линии Маннергейма, но тогда эту тактику осуществить на деле не удалось.

6. Фраза Шнурова о том, что «каждому бойцу полагалось 100 грамм водки для растирания лица и рук» не соответствует действительности. 100 грамм водки - часть усиленного питания, так называемго «спецпайка» введенного на фронте народным комиссаром обороны маршалом Ворошиловым в конце декабря 1939 года. Ворошилов, возможно, и был экстравагантной личностью, но не до такой степени, чтобы выдавать красноармейцам водку для растирания конечностей. Для растирания лица и рук бойцам выдавался гусиный жир.

7. Нет никаких архивных данных, подтверждающих появившееся в фильме высказывание о том, что «Линию Маннергейма должны были взять к Дню Рождения Сталина». Создатели поделки забывают, что вся военная кампания против Финляндии по плану Мерецкова должна была закончиться к 21 декабря.

Наступление Правой Группы Грендаля на плацдарме Тайпале было начало 15 декабря и приостановлено 17 декабря. Наступление на Выборгском направлении было начато 17 декабря и приостановлено самое позднее 21 декабря. И где здесь День Рождения Сталина?

8. Нет архивных данных, подтверждающих высказывание Шнурова об атаках финской линии обороны 10 раз в день

9. Нет архивных данных, подтверждающих высказывание Чекунова об отправке целых батальонов в разведку боем для выявления финских огневых точек

10. Прорыв Линии Маннергейма произошел в районе Ляхде, не в районе Сумманкюля. Сумманкюля вообще-то держалась до 15 февраля 1940 года, 16.00 по Москве. Тогда Маннергейм отдал приказ об отходе на промежуточную линию обороны.

11. Нет архивных данных, подтверждающих высказывание Шнурова о том, что сапер иногда подрывался вместе с ДОТ из-за слишком короткого детонационного шнура.

12. В кадре с Хаапасало показан полукапонир Mu10 укрепрайона Муолаа. Пролом в крыше - не от подрыва 1500 кг взрывчатки, а от попадания советского снаряда, который, очевидно, попал в бронекупол и вырвал его вместе с куском бетона. Об этом свидетельствует след от попадания в фронтальную стенку и в каменную подушку ДОТ. При подрыве ДОТ накладным зарядом повреждения арматуры другие. Вообще ДОТ Mu10 не был подорван в ходе боевых действий, а сильно поврежден артиллерией.

Вместе с гарнизоном был уничтожен полукапонир Mu14, причем не накладным зарядом, а скоординированными действиями советских сапер и огнеметного танка 204-го отдельного танкового батальона 39-й легкотанковой бригады. Описание уничтожения ДОТ есть в сети.

Подрыв накладным зарядом 1500 кг - это либо западный каземат Sj5 «Миллионник» либо восточный каземат Sk2 «Тертту». То есть перепутано несколько эпизодов.

Вот основные фактические ошибки фильма, после которых его документальным назвать невозможно.

Если это - Историческая Истина, к которой так взывает советская интеллигенция, то я - маршал Маннергейм.


Разбор был взят с ЖЖ автора

Обсуждение

Дмитрий Бибо, 2012/11/01 17:40

А все-таки Суворов-Резун был прав: Финская компания показала лютую мощь Красной Армии…

Только авторизованные участники могут оставлять комментарии.
миф/война_без_победы.txt · Последние изменения: 2010/01/18 17:21 — admin
 
За исключением случаев, когда указано иное, содержимое этой вики предоставляется на условиях следующей лицензии: CC Attribution-Noncommercial-Share Alike 3.0 Unported
Recent changes RSS feed Donate Powered by PHP Valid XHTML 1.0 Valid CSS Driven by DokuWiki